Артур Шайнуров о будущем судоремонтного завода в Уфе: «Хотим видеть его не просто «на плаву», а на полном ходу»
Предприниматель – о том, как будут «поднимать» Судоремонтно-судостроительный завод.
В апреле премьер Башкирии Андрей Назаров сообщил о планах приватизации и привлечения инвестора в одно из старейших предприятий Уфы — «Судоремонтно-судостроительный завод» (ССЗ), который в последние несколько лет, несмотря на осуществляемую господдержку, несколько раз оказывался на грани банкротства. Инициатором этой процедуры выступает Министерство земельных и имущественных отношений республики.
О планах развития предприятия Пруфы.рф рассказал инвестор — уфимский предприниматель, депутат Городского Совета Артур Шайнуров.
— Все-таки чья это была идея, выступить в роли инвестора для проблемного предприятия, и почему вам это интересно?
— Заинтересованность была обоюдной. Стремление иметь на территории республики завод, которым по праву можно было бы гордиться – естественное желание руководства. Республика вкладывала силы и средства, но положение лучше не становилось. Предприятие, выступившее в роли инвестора, много лет занимается логистикой и перевозкой грузов, достаточно преуспело на этом поле деятельности, соответственно, ничего удивительного нет и в том, что оно было заинтересовано в развитии новых направлений. Не сомневаюсь, что при выборе инвестора правительство учитывало именно эти моменты: опыт, положительная репутация, стремление к переменам. Я не буду приукрашать действительность. На момент прихода к управлению УССЗ наши специалисты получили в пользование не самое современное оборудование, портфель контрактов был, мягко скажем, совсем не заполнен. Завод испытывал дефицит рабочих специальностей. Количество направлений производства сократилось до минимума. В последние годы, например, ССЗ не спустил на воду ни одного собственного судна, ремонтные работы проводились по минимуму. Однако потенциал завода просматривался, политическая и экономическая обстановка в стране и мире указывали не только на возможность развития производства, но и на получение прибыли.
В общем, когда мы изложили свои планы по возрождению предприятия правительству, то довольно быстро получили одобрение. Главным условием республики было сохранение основного профиля предприятия — судоремонта и судостроительства.
— Когда планируется аукцион по приватизации?
— Мы рассчитываем, что это произойдет до конца года. В соответствии с законодательством данная конкурсная процедура будет открытой. Однако есть уверенность, что наше участие и имеющиеся на сегодняшний день вложения в предприятие будут непременно учтены. Чтобы поддержать его устойчивость, мы погасили долги по зарплате, усилили менеджмент, подписали договоры уступки с основными кредиторами и готовимся начать выплаты крупнейшему из них — АО «Региональный фонд», в котором заложено имущество завода.
— Сколько завод сегодня должен «Регфонду» и как образовался этот долг?
— Фонд выделял займы на погашение долгов предприятия, чтобы оно не попало под недружественное поглощение, а заинтересованные в этом лица были и есть. В итоге по состоянию на сегодня задолженность перед «Регфондом» около 325 млн руб. В нем заложено как движимое имущество ССЗ, так и недвижимость. Общая кредиторская задолженность составляет около 500 млн рублей. С «Регфондом» мы планируем подписать все бумаги до конца года. Следующий этап — утверждение графика платежей по погашению задолженностей. Он рассчитан до лета 2023 года. Как только начнётся процесс выплаты долгов, Минземимущество должно отозвать заявление о банкротстве из Арбитражного суда.
— Премьер-министр Башкирии Андрей Назаров говорил, что антикризисная программа ССЗ рассчитана на год-два. Срок довольно короткий. Что вы планируете успеть сделать за это время?
— У нас есть поэтапный план развития, рассчитанный в общей сложности на 10 лет. Надеемся, что в ближайшее время он получит одобрение в рамках Инвестиционного часа в правительстве. Однако есть первоочередные задачи, результаты решения которых мы сможем наблюдать уже в следующем году.
— Что подразумевает первый этап оздоровления?
— Программа минимум — завершение года, пусть с минимальной, но прибылью. По итогам 2021-го ССЗ получил 106 млн рублей убытка. Нам нужна модернизация основных фондов, на что потребуется не менее 500 млн рублей, а для того, чтобы начать эффективные переговоры с банками, предприятие должно продемонстрировать устойчивость. Поэтому сейчас главная наша цель — загрузиться контрактами. Мне приятно, что уже достигнуты определённые успехи в этом направлении. Как вы знаете, мы начали участвовать в управлении заводом в апреле, и за это время портфель контрактов вырос в несколько раз: уже отремонтировано 13 судов, в том числе три собственных. Сформирован хороший пакет заказов на зиму. Впереди ремонт 12 водных транспортных средств из Перми, Удмуртии, Татарстана, портов нашей республики, и мы продолжаем переговоры с другими судовладельцами. И главное – в коллектив возвращаются люди целыми династиями, слаженными командами. В течение полугода перешли с сокращенной рабочей недели на полную, на 20% повышаем зарплату. Так, средняя к концу года составит около 50 тыс. рублей. Но это только начало.
— Какие перспективы по другим направлениям деятельности предприятия, в том числе добыче и перевозке ПГС?
— У нас есть амбициозная идея выхода на более перспективные рынки, а именно – федеральные контракты Росморпорта с тем, чтобы работать в акваториях Камско-Волжского и Волжско-Донского бассейнов. Это перспектива уже следующего года. Известно, что в условиях санкций Запада Российская Федерация вынуждена сформировать новые транспортные коридоры и переориентировать движение грузов с развитых северо-западных логистических центров Балтики на юг — в акватории Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. В связи с этим в данной инфраструктуре страны ожидаются изменения. Для выполнения соответствующих задач необходимо создание современных площадок в южных портах, и уже в начале 2023 года мы планируем участвовать в тендерах на отбор таких подрядчиков. Это куда более интересное и рентабельное направление, чем просто добыча и перевозка инертных материалов, тем более что рынок добычи и перевозки ПГС в республике очень конкурентный, на нем десятки игроков, кроме нашего завода, в том числе и те, кто перевозит ПГС по земле, а не по воде. Тем не менее, данное направление не останется без внимания: будем покупать оборудование для выпуска широкого ассортимента качественного сырья для асфальтовых и бетонных заводов. Сегодня наш нижегородский терминал способен переваливать не менее 200 тыс. кубометров инертных материалов, по факту же в 2021 году перевалили всего 20–30 тыс. кубов. Задача — сформировать привлекательную стоимость и хорошие характеристики по качеству материала.
— В условиях обмеления реки Белой есть ли все-таки возможность устойчивого судоходства и судостроения?
— Мы считаем, что да, есть, но на другой площадке. Не в Уфе, а в Агидели, где речной порт несколько лет назад был передан республике Росатомом. Низкие глубинные отметки акватории реки Белой в районе Уфы большую часть сезона, действительно, не позволяют заходить крупным судам, которые могли бы быть заказчиками нашего предприятия. В Агидели такой проблемы нет. Там есть достойная, неплохо сохранившаяся инфраструктура. Мы заинтересованы в сотрудничестве с портом «Агиделью», разрабатывается несколько предложений на эту тему. Но пока предметно говорить об этом я не готов.
— А если говорить о судоходстве в районе Уфы, о развитии туризма?
— Есть определенные планы в этой области. Прошедшим летом на пассажирских перевозках было занято только одно наше судно. В новую навигацию планируем провести капремонт и спустить на воду еще и теплоход «Геолог». Теплоход не новый, но еще способен хорошо послужить. Будет работать для жителей Сипайлово. Для нашего завода важно, чтобы по водным артериям Уфы ходило как можно больше судов самого разного типа и любого вида собственности. Все они рассматриваются, как наши потенциальные клиенты. Ремонт, сервисное обслуживание, заправка… Наряду с крупными, мы можем обслуживать и маломерные суда — это недооцененный рынок. Сейчас маломерный флот в основном сосредоточен на Павловском и Нугушском водохранилищах, но реки Уфы вполне могут вернуть себе интерес владельцев таких судов. Просто нужна хорошая, современная инфраструктура: сеть причалов, водных гостиниц, центры парусного и других видов водного спорта. Будет хорошее предложение — будет и спрос.
— Вы сообщали о планах вывода части земельных участков из производственного оборота ССЗ и передачу их под строительство жилья и яхт-клуба. Есть мнение, что это вообще основная причина вашего интереса к заводу.
— В этом случае я вынужден повториться и сказать, что сохранение и развитие предприятия по его основному профилю было главным условием правительства, на котором мы договорились войти в этот бизнес.
Определенно — в производственной деятельности ССЗ сейчас занято не более 50% его территории, которую предприятие арендует у города. Эта земля сегодня не работает: она генерирует не доход, а убытки. В итоге задолженность перед подразделениями администрации Уфы и минземом достигла около 60 млн рублей. По предварительным подсчётам, треть территории — примерно 5 из 19 га, в первую очередь в акватории реки Белой, в Затоне, – без всякого ущерба для основного производства может поменять назначение и быть передана под жилое строительство. Причем есть предположение, что если этот проект состоится, то он должен стать чем-то новым и прорывным для жилищного рынка Уфы: поселок, максимально вписанный в окружающую среду, с выходом к воде, с определенной инфраструктурой. Но это направление не является первоочередным для нас. Такая перспектива просматривается не на ближнем горизонте. На разработку документов уйдёт не менее трёх лет. Потребуется разрешение администрации Уфы на планировку и межевание, выкуп участков и прочие процедуры.